Вопрос жизнеспособности и эффективности работы банковской системы остается наиболее острым. Проблемы курсообразования, расчистки банковской системы, конвертации валютных кредитов и многое другое, безусловно, актуальны, но все же они остаются лишь «фоном» к главному – значительная часть банков по прежнему остается нежизнеспособными и, по сути, банально «проедает» деньги акционеров.
Только за 8 месяцев 2015 года убытки банковской системы уже превысили 100 млрд. гривен. Это сопоставимо с потенциальными убытками банковской системы, в случае принятия Верховной Радой, крайне неоднозначного закона о конвертации валютных вкладов.
В нынешнем году продолжали действовать те же факторы, которые обусловили убыточность системы и в прошлом году: потеря банками активов на временно оккупированных территориях, всплеск мошеннических операций, снижение уровня финансовой дисциплины клиентов, законодательная казуистика и исполнительная избирательность, курсовые «качели», существенное снижение уровня доверия к банкам и многое другое.
Можно ли преодолеть тренд убыточности? Разумеется. Проблема убытков, это производное или результат, в первую очередь, высоких накладных затрат, около 80% которых, это затраты на оплату процентов по вкладам и счетам клиентов. Даже крупные банки сегодня, чтобы удержать деньги клиентов, вынуждены предлагать заоблачные процентные ставки в 23-25% и более. В последнее время банки делают акцент на комиссионные операции и увеличение доли доходов от операций транзакционного типа, настойчиво работают над уменьшением процентных расходов по депозитам и счетам клиентов, снижая размер максимальных процентных ставок, отказываются от убыточных отделений, вплоть до полной реорганизации сети, исключают из своей продуктовой линейки низкодоходные продукты и услуги, рабтают над снижением затрат на содержание персонала.
Очевидный тренд этого года - массовая миграция финансовых учреждений в виртуальную среду, переход от классической формы банкинга, с его разветвлённой сетью отделений, к дистанционному принципу работы с клиентами. В первую очередь это коснулось операций кредитования – небольшие, до 8000 – 15 000 гривен кредиты, уже давно можно получить не выходя из дома, достаточно иметь подключение к сети Интернет и компьютер, или даже банальный смартфон.
Доходы от перевода средств с карты на карту различных банков, дают не только сами доходы и уменьшают нагрузку на сеть, но и снижают затраты на доставку и обработку наличных, а так же риски операционных ошибок и мошенничества.
Банки все активнее идут в торговые сети и интернет-магазины. И если раньше это касалось лишь крупных торговых сетей бытовой техники, то сегодня география присутствия существенно расширилась.
Все это дает основания считать, что и нынешний негативный тренд будет преодолен и к середине следующего года основная масса банков сможет показать положительный результат работы.
Достойный пример - «Коммерческий Индустриальный Банк», который по показателю полученной прибыли занял 32 место в таблице банковского рейтинга, увеличив финрезультат с 7,57 млн.грн. до 13,03 млн.грн. (только за третий квартал плюс 5,461млн.грн.). Мы планируем получить по итогам 2015 года прибыль на уровне 14 млн.грн., что, в сравнении с финансовым результатом 2014 года в 421 тыс грн., является лучшим подтверждением правильности выбранной нами стратегии.
При общем негативном тренде уменьшения активов банковской системы на 4% по итогам третьего квартала 2015 года (причем эти цифры уже отражают курсовую переоценку), активы Коммерческого Индустриального Банка выросли на 24%, а с начала года - на 72 %. При этом кредитный портфель с начала года вырос на 33%, на столько же – средства юрлиц.
На сегодняшний день, «Коммерческий Индустриальный Банк» это пример модели "переходного" от традиционного банковского учреждения к банку нового типа, где большая часть продаж осуществляется по дистанционным каналам обслуживания с доминирующими продуктами, которые дают комиссионные и транзакционные виды доходов. Именно это позволило нам показать весьма достойный финансовый результат.
Имея в арсенале набор традиционных банковских продуктов и услуг, вместе с тем, акцент делается на работу с низкозатратными, высокотехнологичными и перспективными сегментами: развитие направления дистанционного мобильного банкинга, платёжных карт, что уже сейчас даёт возможность получать высокие транзакционные доходы и существенно снижает накладные затраты и операционные издержки.